Показатели развития детей младшего возраста (3 - 5 лет)
Социальное развитие
К пяти годам ребенок:
- ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и
осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к нему
окружающих; замечает изменение настроения, эмоционального состояния
близкого взрослого, сверстника, проявляет внимание, сочувствие;
- способен сдерживать непосредственные ситуативные
желания («Я хочу»). Переживания эмпатийного характера (сострадание,
сочувствие) и эмоциональная экспрессия (выражение радости, печали и
других состояний) становятся регуляторами поведения и общения ребенка;
- может входить в устойчивые игровые объединения детей,
использует в общении и, совместной деятельности эмоциональную
экспрессию, (выражение радости, восторга, грусти, и др.).
Речь и речевое развитие
- умеет общаться со взрослым на темы, выходящие за пределы воспринимаемой ситуации;
- способен к налаживанию с помощью речи взаимодействия со сверстником в игре;
- активен и самостоятелен в освоении языка, что
проявляется в играх со звуками, рифмами, в словотворчестве, в вопросах
о названиях и назначении предметов;
- в основном правильно произносит звуки (допускается замена звуков Р, Л, неустойчивое произношение шипящих)
Познавательное развитие
К пяти годам ребенок:
- активно использует символические средства в разных
видах деятельности (игровые символы, схематические рисунки, модели из
детского строительного материала, пластилина, бумаги и др.); моделирует
окружающее, отражая наиболее общие отношения между предметами и
явлениями (часть-целое, отношения порядка, последовательности, и т.п.). У
него начинают появляться замысел и элементарное планирование своей
деятельности;
- речь сопровождает символикомоделирующую деятельность
ребенка, в словесных рассуждениях он выражает результаты собственного
опыта;
3. Может решать познавательные задачи в
нагляднодейственном и нагляднообразном плане;способен находить
сходство и различие, систематизировать и группировать объекты по разным основаниям (по цвету, величине, форме и т.д.); мысленно воспроизводит
скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперирует
образами этих скрытых частей; 4. имеет элементарные представления о пространстве, времени, причинности, количестве; 5. сам начинает фантазировать, придумывать образы, которые
не соответствуют его реальному опыту; воображение навеяно образами
стихов, сказок, рассказов.
Эстетическое развитие
К пяти годам ребенок:
- ярко эмоционально реагирует на красивое - некрасивое в окружающем мире;
- имеет опыт восприятия литературных произведений; может
ответить на вопросы по содержанию хорошо знакомых произведений,
восстановить их сюжет по картинкам; начинает фантазировать на основе
литературных образов и использовать их в игре;
- имеет опыт восприятия произведений основных видов изобразительного искусства;
- в собственной изобразительной деятельности создает
индивидуальные образы, которые отличаются декоративностью и
эмоциональным отношением, выраженным в цвете, композиции;
- внимательно слушает музыку и эмоционально реагирует на
нее, может определить общее настроение музыкального произведения и его
жанр (марш, песня, танец);
- может воспроизвести общий рисунок танцевальных
движений; в танцах начинает быть выразительным: с удовольствием
придумывает движения, соответствующие настроению музыки;
- может спеть простую песню в удобной, соответствующей его голосу тональности; интонирует общее направление движения мелодии;
- владеет некоторыми способами игры на детских
музыкальных инструментах; умеет играть в оркестре, воспроизводя общий
характер музыкального произведения.
Физическое развитие
О состоянии психофизического развития младших дошкольников можно судить по целому комплексу показателей:
- по изменениям основных характеристик физического и
функционального развития, соответствующих показателям возрастнополового
развития детей 4-5 лет; низкой острой и хронической заболеваемости,
относительной непродолжительности протекания респираторных и других
заболеваний без осложнений; качеству засыпания и сна; аппетиту;
- по показателям, характеризующим здоровый образ жизни:
охотно включается в выполнение режимных процессов, самостоятелен в
гигиенических процедурах и самообслуживании (умывании, одевании,
обувании, приведении в порядок постели, одежды, игрушек и т.п.). Любит
гулять, играть; достаточно физически активен (не менее 50-60%
бодрствования);
- по эмоциональному состоянию и поведению: активен, не
капризничает, умеет по предложению взрослого переключаться от «сидячих»
к подвижным видам занятий и наоборот; умеет сдерживаться. Внимателен: с
интересом участвует в подвижных играх и упражнениях на занятиях по
физической культуре, инициативен, радуется успехам, достигаемым в
физических упражнениях; широко использует освоенные действия (в том
числе и с предметами) в самодеятельных играх;
- по соответствию индивидуального темпа развития
двигательных умении и навыков возрастной норме; умению действовать
совместно, быстро, ловко, в общем для всех темпе; свободно
ориентироваться в пространстве, находить свое место в групповых
построениях; останавливаться, менять направление, способ передвижения,
- по владению ведущими элементами «азбуки» движений:
контролирует положение тела и его частей, ходит свободно, не шаркая
ногами, держась прямо, не опуская головы; уверенно ходит по бревну
(скамейке), удерживая равновесие. Бегает естественно, непринужденно,
равномерно и в разных темпах. Прыгая в длину с места, отталкивается
одновременно двумя ногами, мягко приземляется; подпрыгивает на одной
ноге, ловко ползает разными способами; правильно лазает по лестнице.
Ловит мяч кистями рук, не прижимая его к груди; по-разному бросает
предметы (вверх, вдаль, в цель, через сетку и т.п.); многократно
ударяет мячом о пол и ловит его. Умело пользуется санками, велосипедом,
выполняет основные правила безопасности. Знает элементарные правила
поведения на воде (не кричать, не толкаться, не хвататься друг за
друга);
- по возросшей произвольности действий: старается
соблюдать правила подвижных игр, прилагать волевые усилия для
преодоления трудностей (пробежать заданную дистанцию, перепрыгнуть
препятствие, быстро пролезть под гимнастическую скамейку, вспрыгнуть на
нее).
|