Суббота, 23.11.2019, 05:47


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Меню
Госуслуги
Электронная база
Сайт группы №6
Ресурсы
Часики
Наш опрос
Какая информация на сайте вам наиболее интересна
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Наш опыт работы

Главная » Файлы » Здоровье » Оздоровительная работа

Здоровьесберегающие технологии
18.03.2013, 10:31
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА
В МАДОУ №231 г. КЕМЕРОВО
                                                                                                                 Е.Б. Васильева, воспитатель
                                                                                                                 коррекционно- развивающей
                                                                                                                 группы МАДОУ №231
           Основной задачей дошкольного учреждения на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. Анализ результатов диагностических обследований воспитанников средней группы (20человек) выявил проблемы в организации здоровьеориентированной деяте-льности, а именно:
- высокий процент часто болеющих детей - 30%);
-недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики - (35%);
-имеющиеся у детей нарушения в психоэмоциональной сфере – (45 %);
-не сформированность компетентности здоровьесбережения у детей в семьях - (45%);
-не реализованность в практической деятельности знаний детей о гигиене, режиме, и элементарных навыков ЗОЖ - (10%). [6. Чупаха,И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе – М.: Ставро-поль, 2003-21с., 68с.,70с.,254с.,299с.]
          Для улучшения положения определила для себя необходимость высокоэффективной организации здоровьесберегающего педагогического процесса, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, с испо-льзованием адекватных технологий, способствующих здоровому образу жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем, так как, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. [3.Волошина,Л.Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: моногр./ Л.Н. Волошина. – Екатеринбург, 2004. – 160с] Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от детей, поступающих в школу. [5. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей/ М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтнз,2000.-218 с.] Среди хронической патологии дошкольников основное место занимают заболевания костно-мышечной системы, растет количество детей с аллергическими проявлениями. [2.Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.] По результатам психологического обследования в группе есть дети, нуждающиеся в психокоррекции. Так, 25% детей в группе отличаются несвойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможен-ностью, 85% - страдают тревожностью, испытывают различные страхи, у 15% детей проявляются признаки неадекватного поведения, беспричинная злость и враждебность.

Ежегодные результаты обследования детей показали недостаточный уровень физического развития, как то:
-уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют –25%.
-тонкомоторные действия недостаточно развиты у 15%.
-силовые показатели ниже нормы-35%.

          С целью сохранения и укрепления здоровья ребенка в группе обеспечиваю оптимальный двигательный режим для осуществления оздоровительных мероприятий, что в конечном итоге способствует формированию привычки здорового образа жизни. Полученные результаты позволили спланировать и провести работу согласно индивидуальным возможностям и потребностям ребенка, а также создать свою модель здоровьесберегающего пространства на уровне группы. Разработан алгоритм деятельности по основным направлениям здоровьесбережения, определены здоровьесберегающие технологии, их время в режиме дня. Сюда вошли технологии сохранения и стимулирования здоровья (утренняя и бодрящая гимнастики в сочетании с закаливающми процедурами, растирание стоп су-джок, восточная гимнастика на постели, босохождение по тренажерам и дорожкам для закаливания, косички, змейки, релаксация), технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, игровые тренинги), коррекционные технологии (психогимнастика, логоритмика).
        
         Для достижения целей здоровьесберегающих технологий мы применяем следующие группы средств:
 -средства двигательной направленности (движения, физкультминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим),
-оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фито-, арома-, витаминотерапия),
- гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).

          На формирование мотивации потребности детей в здоровом образе жизни направлено знакомство детей со средствами сохранения здоровья, формирование представлений о способах безопасного поведения (технологии ОБЖ, уголок ПДД, «Вежливый пешеход»), ознакомление детей со строением организма че-ловека (цикл занятий «Познай себя»). Для организации системной работы мы разрабатываем тематическое планирование по воспитанию культуры здоровья дошкольников для каждой возрастной ступени (Уроки Айболита), показатели компетентности здоровьесбережения дошкольников. Формированию компетентности здоровьесбережения детей также способствуют оздоровительные моменты, включенные в режим дня. Это обучение детей приемам самомассажа, введение упражнений по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, обучение детей способам психической саморегуляции, проведение закаливающих мероприятий, арома и фитотерапия, знакомство со средствами cохранения здоровья, совершенствования двигательных навыков, формирование представлений о способах безопасного поведения. [4. Змановс-кий, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М.:Просвещение, 1989. -154с] Использование физкультурно-оздоровительных мероприятий, и работа с детьми имеющими речевую патологию, предполагают свои особен-ности. Поэтому предусмотрены изменения в организации двигательного режима на групповом уровне. В проведение утрен-ней гимнастики с детьми логопедической группы включены элементы логоритмики. Также проводятся в груп-ппе занятия логоритмикой, которые строятся в сочетании музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкальноречевых игр. Для тренировки защитных сил детского организма предусмотрены в группе традиционные методы закаливания: соблюдение сезонной одежды на прогулке, полоскание горла солевым раствором. Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. [1.Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания/ В.Г. Алямовская. – Н. Новгород, 1999 –156с.] Поэтому большое значение в оздоровительной работе уделяю созданию положительного психоэмоциональ-ного микро климата в группе. Для его дости-жения строю свои отношения с детьми и родителями с позиции лич-ностно-ориентированного взаимодей-ствия. При этом использую различные приемы и методы в развитии и коррекции эмоциональной сферы ребенка: этюды, психогимнастику, релаксационные упражнения, песочную терапию, арттерапию. Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесбережения, включение их в процесс управления здоровьеориентированной деятельностью, который осуществлялся в направлениях:
1.Актуализация потребностей родителей в сохранении здоровья собственного ребенка;
2.Партнерство педагогов и родителей в деятельности по формированию понятий об общечеловеческих ценностях.
             С этой целью провела анкетирование, социально-гигиенический скрининг по теме «Физическое воспитание в семье», организовала круглый стол «О здоровье, всерьез». Совместно с родителями выпускаем валеологическую газету «Здоровый малыш». Интересно проходят совместные физкультурно-оздоровительные праздники, развлечения «Папа-мама я – спортивная семья», «Семейные старты», открытые игровые занятия с участием родителей, выставки совместных художественных работ, большой популярностью пользуется «Почта доверия». Вывод: Благодаря созданной системе работы повысилась эффективность здо-ровьеориентированной деятельности в группе, что прослеживается в возросшем уровне валеологической грамотности родителей, а также в целом, в активизации оздоровительной деятельности в группе. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности детей, развитие фи-зических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, (снижение простудных заболеваний с 9дней(2008г) до 7 (2010г). Из полученных результатов следует вывод, что часть родителей (65%) ведут здоровый образ жизни, а значит, у нас есть единомышленники, на которых можно опереться.
 Литература:
1.Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания/ В.Г. Алямовская. – Н. Новгород, 1999 –156с.
2.Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31с. 3.Волошина, Л.Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: моногр./ Л.Н. Волошина. – Екатеринбург, 2004. – 160с
4.Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М.:Просвещение, 1989. -154с
5.Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей/ М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтнз,2000.-218 с.
6.Чупаха, И.В.Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспита-тельном процессе – М.: Ставрополь, 2003-21с., 68с.,70с.,254с.,299с.
Категория: Оздоровительная работа | Добавил: незабудка
Просмотров: 2640 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0